По традиции, во вторые выходные сентября наш город отмечает свой день основания. В этом году Днепропетровску исполняется уже 239 лет! Давайте вспомним основные этапы его становления и развития.
Основание города
История Днепропетровска начинается в 1776 году, когда он был основан по указу Екатерины II. В её честь город получил название Екатеринослав. Первоначально новый губернский город был основан на реке Кильчень при впадении её в Самару. Однако, просуществовал здесь город недолго из-за неудачного географического расположения на болоте.
22 января 1784 года был издан указ об основании второго Екатеринослава на реке Днепр, который по первоначальному плану должен был стать «Третьей столицей». Официально город был основан во время визита Екатерины II, которая 9 мая 1787 года заложила первый камень в строительство Преображенского собора.
Однако, местоположение центра (на холме) нового города, снова оказалось не очень удачным, возникли трудности с водоснабжением, поэтому городской центр стал перемещаться на запад, в низину, к Днепру, где располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1747 года. Постепенно казацкая слобода была поглощена Екатеринославом и сейчас здесь — центр современного Днепропетровска.
Несмотря на грандиозные планы и энтузиазм губернатора края Григория Потёмкина по превращению Екатеринослава в 3-ю столицу империи, после его смерти и смерти Екатерины II , а также из-за отсутствия средств в казне, развитие города затормозилось. Из крупных предприятий была только суконная мануфактура, основанная в 1794 году.
Становление города
К концу XVIII века в городе насчитывалось 11 каменных домов, в т.ч. дворец Потёмкина, и 185 деревянных домов, а население составляло около 6 тыс. человек.
В 1796 году по указу нового императора Павла город Екатеринослав был переименован в Новороссийск, однако в 1802 году городу было возвращено старое название.
В XIX веке население города продолжало медленно увеличиваться и в 1853 году составило уже более 13 тыс. человек, а в 1862 году в городе было 315 каменных домов, 3060 деревянных, а кроме суконной фабрики, действовали разные заводики – чугунолитейные, кирпичные, свечные, мыловаренные, салотопных и кожевенных.
Развитие промышленности и рост города
В 1873 году на левом берегу от Харькова через Синельниково была проложена железнодорожная ветка, а через 11 лет через Днепр был построен мост и открыт вокзал в самом Екатеринославе на правом берегу. Екатерининская железная дорога связала Донбасс с Кривбасом.
После открытия в районе Кривого Рога железорудных и угольных месторождений, началось бурное промышленное развития края и его центра. При активном участии французского и немецкого капитала, в городе и его окрестностях появилось несколько крупнейших металлургических заводов, которые работают и сейчас. Локомотивное депо Екатеринослава стало крупнейшим.
Население города, в основном за счет мигрантов, резко выросло и если в 1865 году в городе проживало 22,8 тыс. человек, то в 1897 году — уже более 121 тыс. человек. В этом же году в Екатеринославе запустили электрический трамвай – третий по счёту в империи, после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появился ряд общественных, образовательных и культурных учреждений.
С начала ХХ столетия — региональный центр
В начале ХХ века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население, которое к 1910 года удвоилось и составило 252,5 тыс. человек. В 1918 году при гетмане Скоропадском был открыт первый в городе университет.
В годы гражданской войны город не раз становился ареной боев — в октябре 1919 года был захвачен отрядами махновцев, а 25 ноября – власть в городе перешла к частям Белой армии.
В 1918-1919 годы, во время существования Украинской народной республики, город назывался Сичеслав, а с 1919 года по 1926 год снова носил имя Екатеринослав.
В июле 1926 года Екатеринослав был переименован в Днепропетровск в честь одного из деятелей коммунистического движения Григория Петровского.
Днепропетровск во время ВОВ
25 августа 1941 года после ожесточенной обороны город был оккупирован германскими войсками и 1 сентября 1941 года включен в состав Рейхскомиссариата Украина в качестве центра Генерального округа «Днепропетровск» — одного из шести округов.
25 октября 1943 года город был освобожден 46-й армией во взаимодействии с 8-й гвардейской армией Красной Армии.
Война принесла городу огромные потери.
После войны город был восстановлен и снова стал одним из важнейших промышленных и научных центров СССР. Уже в 1945 году практически все эвакуированные на восток заводы возобновили выпуск продукции.
Восстановление и развитие Днепропетровска
Кроме восстановления и модернизации дореволюционных и довоенных предприятий здесь появились такие объекты, как:
- Южный машиностроительный завод (строился с 1944 года как Днепропетровский автомобильный завод, перепрофилирован в 1951 году);
- Днепровский машиностроительный завод;
- Радиозавод (с 1945 года);
- Приднепровская ТЭС (1952 год), бывшая некоторое время крупнейшей в стране;
- Завод тяжелых прессов (1953—1955);
- Шинный завод (1956—1961);
- трикотажная фабрика «Днепрянка» (1969 год);
- завод «Полимермаш».
Таким образом, в дополнение к старым промышленным узлам — Западному и Северному — добавился Южный.
С 1955 года, после восстановления и застройки монументальными зданиями центра города (1948—1957) активно начали застраиваться свободные земли в южных районах Днепропетровска: пр. Кирова (верх), ул. Днепропетровская (ныне — Героев Сталинграда) — 12-й квартал, пр. Гагарина (верх), а также Новомосковское шоссе (ныне пр. им. Газеты Правда) и ул. Косиора — т.н. «хрущевская» застройка.
По правому берегу Днепра была построена самая длинная в Европе набережная.
В 1966 году был сдан автомобильный Мост № 2 — самый длинный на тот момент мост через Днепр («Новый мост»).
В конце 1960—1970-х в основном были построены новые жилые массивы 9-12-этажной застройки: Красный Камень, Парус, Коммунар, Тополь, Победа (1971—1983 годы), Сокол, Западный, Северный, Левобережный, Клочко, Солнечный, Юбилейный, район улиц Калиновой, Строителей, Гладкова.
В конце 1970−1980-х строились массивы Левобережный-3, Фрунзенский, район Подстанции, начал застраиваться многоэтажными домами верх ул. Рабочей.
В 1977 году для увеличения численности города Днепропетровска (для начала строительства метро требовалось не менее 1 млн населения) в состав областного центра были включены поселки Игрень и Приднепровск, село Чапли и др.
За послевоенный период население города более чем удвоилось: с 662 тыс. человек в 1959 году до 1 млн 203 тыс. человек в 1991 году (в том числе и и по причине присоединения некоторых прилегающих населенных пунктов).
До 1987 года Днепропетровск — закрытый для иностранцев город, из-за размещения в нём ракетного производства (ПО ЮМЗ).
К концу 1980-х годов в связи с кризисными явлениями в экономике развитие города постепенно остановилось, продолжалась лишь достройка жилмассивов Тополь-1, Левобережный-3, верха ул. Рабочей.
Современный Днепропетровск
В середине 1990-х (в основном, благодаря активности будущего премьер-министра Украины П. И. Лазаренко) были сданы в эксплуатацию новый автовокзал, трамвайная линия через Кайдакский мост и 1-я очередь метро (6 станций, 7,1 км), новый хирургический корпус областной больницы им. Мечникова, проведена капитальная реконструкция центрального рынка «Озерка».
После распада СССР население города неуклонно сокращается: как по естественным причинам (сократившаяся рождаемость и возросшая смертность), так и вследствие переселения граждан в страны дальнего (Израиль, Германия, США) зарубежья.
С началом нового века жизнь города начала постепенно оживать после кризиса 1990-х годов. Начали появляться жилые новостройки, новые торговые и торгово-развлекательные центры («Дафи», «Новый центр», «Материк», «Вавилон», «Гранд-Плаза», «Мост-сити», «Appolo», «Караван»), автосалоны (в том числе престижных марок), кинотеатры современного формата. Сильно развилась сеть банковских учреждений; в частности, здесь находится центральный офис крупнейшего в Украине «ПриватБанка».
В сентябре 2008 года открыт новый стадион «Днепр-Арена», который был построен на месте старого «Металлурга» (ранее — стадион (в 1930-80-е) и вещевой рынок (в 1990-е)). Заказчиком выступил ФК «Днепр». Реконструирована и прилегающая территория.
К каждому Дню города реконструируются основные улицы и парки города.
С Днём города, днепряне!
Поделиться с друзьями в социальных сетях: